Зона *.ru
Гостевая книга: «за» и «против»
Метафизические основания
Преподаватели, депутаты, книги, метро, телефон, телевизор и
Интернет насыщают наше сознание. Но человечеству этого мало.
Люди хотят, чтобы их слушали, а еще лучше - чтобы видели.
Если у вас оперный голос или волшебная кисть, вы гений или родились
без головного мозга, божественно красивы или у вас три уха,
считайте, что вы победили. Все взоры устремлены на вас.
Что делать остальным?
Жечь флаги, бросаться на амбразуру, красить волосы в зеленый цвет?
Не обязательно. Можно оказывать влияние на тех,
кто этим влиянием обладает изначально.
Ведь что их значительность без нашего одобрения?
Вот как: каждый из нас имеет силу, которую никто не властен
отнять - мы можем выставлять баллы. А если не отрезать нам язык -
то и сообщать оценку во всеуслышание. У каждого из нас есть
ладони для аплодисментов и помидоры для выражения презрения.
Мы производим собственное мнение ежедневно и ежечасно, мы общаемся.
Запретите нам говорить вслух, и вы откажете в реализации
биологической потребности. Отберите право оценивать,
и вы лишите нас величайшего удовольствия в жизни.
Поговорим теперь о гостевых книгах. Что это такое? Место,
где любой и каждый может оставить свое мнение. Здесь
можно самовыражаться. Примерно как на уличном заборе
или на стене подъезда. В чем сходство? И здесь и там - инкогнито,
не будет больно; и здесь и там гении - непризнанные
(иначе они уже хозяева выставки или стоят на сцене,
либо же, как в нашем случае, авторы интернет-проектов).
И все же у гостевой книги имеется ряд отличий, а точнее, преимуществ.
Во-первых, деятельность не связана с нарушением, ведь каждая
запись санкционирована, можно даже сказать - поощряется сообществом.
Это хорошо, мы не хулиганы.
Во-вторых, мнение будет моментально известно хозяину квартиры
и всем его гостям. Замечательно - мы приняли участие в вечеринке
и мы влияем, к нам прислушались.
Итак, мы стали выше и толще, независимо от того, попинали ли мы
объект всеобщего внимания, похлопали по плечу или только постояли
рядом.
Неучастие. Когда люди не оставляют записей?
-
Если они стесняются. Не уверены в своих литературных талантах,
боятся показаться банальными или у них четверка по русскому.
-
Если они известны. К чему растрачивать имя? А главное,
психологическая
потребность в аудитории более чем удовлетворена.
Вариант <не могу молчать> к участию все равно не приводит - для этого
есть собственные или специальные всегда наготове площадки.
-
Отдельная история - человек повзрослел, много работает, и у него
нет лишнего часа в сутках на <гости>, форумы и чаты
(а надо сказать, <хождение в гости> - специфическое
времяпрепровождение).
-
Иногда это принцип - носитель собственного мнения
хоть и не великий, но гордый. Тогда:
а) критика высказывается приватно - было бы странно
выставлять на посмешище приличного человека, думает
другой приличный человек;
б) сайт настолько отвратителен, что даже на e-mail нет сил.
Поплевать бы не отходя от кассы. И все же не выражаем мы свое
презрение дома или на работе у неудачника. Не пытаемся очернить
негодяя в глазах его родителей. Как-то неинтеллигентно это;
в) хочется говорить много хороших слов. И снова - e-mail.
Потому что иначе начинают окутывать звуки тамтамов,
а в руке оказывается бокал.
Почему крупные компании не держат гостевых книг
на своих сайтах?
В общих чертах - потому что это несолидно.
Если про вас написали гадость, вы можете повесить ее себе на грудь -
посыпав голову пеплом, начать гордиться своей
смелостью/ демократичностью. Или сделать вид,
будто вам безразлично, что на вас висит.
Имеют ли значение в этой ситуации справедливость
и глубина замечаний? Нет, не имеют.
В любом случае с позорной табличкой вы будете выглядеть полным идиотом.
Но, быть может, вас никто не ругает? Нужны ли вам похвалы? Наверное.
Однако коллекция сердечек на вашей же корпоративной странице
выглядит малоубедительно и наивно. Аналогия с подростковым
альбомом тем более уместна, что неграмотность, поверхностность,
штампообразность и дилетантство - к сожалению, довлеющие принципы,
а не исключение в случае с гостевыми заметками.
Есть два безусловных плюса в существовании спецтетрадки.
Удовлетворение активности посетителей - раз.
Соответственно, увеличение числа посещений - два.
Но стоит ли это удовольствие трех ценных замечаний,
килограмма ошибок, ста граммов нецензурностей и тонны воды?
Выясняется, не стоит, если вы относитесь к числу <бессмертных>.
To be
Впрочем, если претензий на корпоративность, солидность или
концептуальность у хозяина заведения - ноль целых пять десятых,
а публичное проявление внимания к собственной персоне -
предел мечтаний, стесняться чужих и обнаруженных своих ошибок
не только бессмысленно, но даже вредно для здоровья.
Делайте гостевую книгу.
Возможно, вы - рекламная площадка, и посещаемость вам дороже жизни.
Что ж, выхода нет. Пускай пару раз вас неловко похвалят и
четырежды обольют грязью, зато т.н. page views возрастут на треть.
Вдобавок, всегда остается шанс заполучить мудрого читателя, который
мгновенно и точно отделит зерна от плевел, и даже пустые чужие
излияния послужат почвой его читательским размышлениям...
Наконец, не забывайте, что вы должны быть как все,
а <у всех> Гостевая Книга есть.
<-раньше
^в начало раздела